Проект «Холм с Кулями»
1. Молодые годы “ХсК”
Началось все в незапамятном году, когда придумался текст первой песни. Кажется, учился ваш покорный служитель в 11-м классе школы-технического лицея № 21 под невыразимо чутким и классным руководством четы Миловановых, пел в хоровой капелле п/у А.М. Жуковского, обучался искусству игры на фортепиано у Т.В. Масаловой и вообще неплохо себя чувствовал. Поначалу текст и не думал становиться песней, но известный литературовед П.В. Куприяновский сказал, что “это похоже на рок-поэзию”. Роком, вернее, его слушанием, автор данных строк увлекался, на гитаре побренькивал, ну и набренькал некую аккордовую цепочку и насвистел простенький мотивчик. Так и появилась на свет первая, вскоре забытая песнюшка. За ней последовали другие, из которых половина примерно оставалась жить и шла в народ. Стараниями Н.Б. Щербининой на ивановском радио вышли две передачи “Рождение таланта”, в коих новорожденный осторожно пытался прокладывать путь к всемирной славе и, конечно, к Нобелевской премии по литературе. Ни премия, ни слава долгое время не спешили приходить к нескромному субъекту; впрочем, он их и не поторапливал.
Однажды друг и хоровой товарищ Василий Машинин пригласил старого приятеля на празднование то ли защиты дипломной работы, то ли получения диплома. Естественно, без гитары не обошлось. Каково же было удивление Романа Холодова, когда во время исполнения треков собственного сочинения он вдруг услышал подпевки! Шокированный и тронутый до глубины неокрепшей психики, он задумался глубоко.
Толчком к созданию проекта послужило прослушивание кассеты Вени Д’ркина “Всё будет хорошо!”. Красота и относительная простота музыкального исполнения навела на мысль: а почему бы не попробовать что-нибудь своё? Идея была озвучена на 20-м дне рождения автора и нашла поддержку в массах. В ряды коллектива без названия вступили: Д. Логунов, В. Машинин, М. Клоков, Т. Дюповкина (впоследствии Чикина), Е. Карпова (сделавшаяся позднее Поляковой), а незадолго до первого концерта (”Фалес из Милета”, 17.10.1999) - А. Булыгин, заинтересовавший всех наличием гитары “Fender”. Над именем думали целый вечер и, отметя варианты “Роман Холодов и группа “Поддержки”", “Мраморная крошка” и им подобные, остановились на неброском “Холм с Кулями”. На группу всё это похоже не было, так что обозвались Проектом Аконцептуального Рока.
“Холм с Кулями” нашёлся в небезызвестной скороговорке, с помощью которой можно определять степень алкогольного опьянения - “У долины холм с кулями, выйду н? холм - куль поправлю”. Название забавное, а, кроме того, выгодное тем, что слышащий его впервые человек обычно переспрашивает и тогда уж точно запоминает. Некоторым щепетильным особам в мантре “холмскулями” слышатся отзвуки нецензурщины, непотребщины и похабщины. Но мы-то с вами знаем, что то, что субъекту слышится, видится и кажется, в первую очередь характеризует его самого, а не объект восприятия.
Развивался “ХсК” стремительно, но ряды его поредели: из-за личных обстоятельств ушли Е. Карпова и Т. Дюповкина (они создали группу “Залив Дымов”), еще раньше перестал ходить на репетиции М. Клоков, немногим позднее - В. Машинин. Зато присоединился А. Зосимов, вооружившись бонгами и бэк-вокалом. Вчетвером отыграли концерт “1 год в Месте”, а через несколько месяцев заняли первое место в свежеоткрытой номинации “Рок в акустике” на фестивале популярной музыки “Рок-февраль-2001″, обойдя неожиданно для себя таких мастодонтов, как С. Аксёнов и А. Огурцов (видимо, жюри “купилось” на наличие у “холма” большого количества разных инструментов, не даром же дали еще и диплом за лучшую аранжировку). Потом чудесным образом нашёлся скрипач Р. Кузнецов, на пару лет ставший украшением и гордостью коллектива (правда, на одном из концертов у него спросили, где он взял себе таких плохих аккомпаниаторов). С ним сделали акустическую программу “Вавилонское время” (тогда на концерт не пустили С. Крюкова и Сэла по причине переполненности зала), часть которой сохранили посредством кассетной деки и пары микрофонов “Филипс” у Морриса, и долгое время это была единственная более-менее приличная демо-запись, имя же ей дали простое и яркое - “Демонстрация-2001″. Летом из “ХсК” ушёл А. Зосимов, которого забавляла неразбериха в личной жизни Р.Х., а когда всё стало просто и понятно, Алексей заскучал. Впоследствии он играл в группе “Барокко” всё с теми же Аксёновым и Огурцовым, хотя без него они звучали как-то плотнее (впрочем, с этим мнением можно не согласиться). На “Рок-феврале-2002″ проект повторил успех, теперь уже на всероссийском уровне, и унёс с собой гитару “Washburn” - главный приз в номинации.
Потом наступило затишье. Голова гниющей рыбы занялась откосом от армии путём написания кандидатской диссертации, к тому же стала отцом, и репетиции сделались редким удовольствием. Большое участие в судьбе проекта в этот период сыграл Полиграф Полиграфович Шариков, приглашавший на квартирники, сборные концерты и даже пытавшийся сделать новую запись (условное название - “Список Полиграфа”). Благодаря ему музыканты познакомились со многими братьями по оружию из разных городов необъятной Родины и достигли пика формы в чисто акустическом виде. Завершением явился концерт во Владимире (май 2003-го года), где успех “ХсК” был непредсказуемо большим. После этого Р.Х. ушёл в депрессию, связанную с творческой импотенцией и необходимостью писать-таки диссертацию. Летом Р. Кузнецов уехал учиться в Москву, музыкальное сотрудничество с ним прекратилось, и это ускорило угасание проекта. Ускорили его и безрезультатные попытки выехать с концертами куда-нибудь еще за пределы области.
2. Новейшая история
Второй параграф истории Товарищества с Неограниченной Безответственностью Проекта Аконцептуальной Музыки “Холм с Кулями” следует начать с событий сентября 2005 года, когда назрела необходимость записать старый материал, чтобы не забыть его навсегда. Порыскав по студиям, холмокульцы остановили выбор на “Safe records” (домашняя студия палехской группы “Сейф”). Но Н. Ковалёв был занят множеством проектов, и идею сделать альбом у него не поддержал. Тогда вновь амбициозные аконцептуалисты решили собрать свою собственную студию, а заодно и восстановить “ХсК”. Получилось только первое, а проект спал еще год.
В августе 2006-го Р.Х. стали посещать нехорошие предчувствия грядущих перемен (”предчувствия его не обманули”). Интенсивное общение с молодёжью, которая оценила творчество аксакала, и песни, которые вдруг снова стали рождаться одна за другой (в предыдущие годы придумывалось по 2-3, а тут за полгода больше 10) и поездка на малую Родину - в город Смоленск - вдохновили Р.Х. на создание сольного проекта “Холодов не Будет!!”. В сентябре был записан и выпущен гаражно-диктофонный альбом “Na ВавилоN!”, за ним последовала - уже при участии “ХсК” - одноименная пластинка с более приличным качеством звучания. Проект Аконцептуального Танца (ПАкТ) “Холм с Кулями” вернулся.
Приближалось семилетие проекта. Было решено призвать легионеров и сделать большой юбилейный концерт. На призыв откликнулись Моррис (бас), А. Огурцов (гитара) и Е. Карцев (ударные); за скрипку взялся М. Назаров. В грандиозном мероприятии, имевшем место в конференц-зале ОАО “Автокран” 29.10.2006, приняли также участие группы “Залив Дымов”, “Троя” и “Крупным ПланОМ”. “ХсК” исполнил множество новых песен, которые были восприняты публикой с воодушевлением. Совсем вернулся.
От нечего делать проект пошел на “Рок-февраль-2007″ в номинацию “Традиционный рок” и, в итоге, как всегда неожиданно для себя, занял II место. Депрессия Р.Х., связанная с вылетом в марте из семьи и дома (прямо скажем, по заслугам), казалось, могла свести все достижения на нет. Ан нет! В июле - усечённым составом с электронными забивами и при поддержке группы “BluesWay” - “ХсК” выступил на байк-фесте под Суздалем, порадовав и себя и, как ни странно, слушателей. А осенью “ХсК” снова вернулся к нечастым, но довольно-таки регулярным репетициям и в очередной раз собрался записать нормальный альбом, на сей раз - в хорошей студии. Пока не вышло, но народ получил запись под названием “На твоей стороне” (второй альбом проекта “Холодов не Будет!!”).
8-летие “ХсК” отметил все в том же зале “Автокрана” 25.11.2007 года при поддержке “Легенды”, “The Zotff”, “Эй!Аксёнов!Огурцов!”, “-30″, “Бонифация и Красных Металлистов”. В составе проекта в это время басил на гитаре В. Зайцев. Началось активное сотрудничество с “-30″ и С. Крюковым. Позднее в ряды коллектива влились Д. Султанов клавишами и Ю. Веселов с соло-гитарой, Р.Х. сделался вольным вокалистом, не утруждающим себя игрой на инструментах. Всё шло к записи альбома, но отсутствие единства подорвало сами основы существования “ХсК”, и репетиции прекратились. Сославшись на отсутствие времени, о выходе заявил Е. Карцев, на палочках которого держалось все хрупкое здание электрического ПАкТа.
В очередной раз некисло затуманивший свое личное Р.Х. в очередной раз загрустил. Рухнули планы мирового господства и покорения Уэмбли. Ну ее, казалось бы, эту самую музыку!.. Ан нет! Произошла структурная реорганизация проектов. К 9-летию (бар “Пятница”, 29.11.2008) “ХсК” подготовил условно акустическую программу в неизменном составе А. Булыгина (бас), Д. Логунова (флейты, варган, перкуссия) и Р.Холодова, призвав на бэк-вокал/клавишные и перкуссию Е. Полякову и М. Дюповкину соответственно. А вот “Холодов Не Будет”, изначально задуманный как сольный проект Р.Х., предстал в виде помеси солиста и группы “-30″, лидер которой С. Крюков взял в руки бас, а в зубы - микрофон для бэков. К слову, именно “Холодов не Будет” с помощью Д. Тройницкого (”Норма Джин”) начал запись альбома “Сны любви и радости”, о котором так долго мечтали все. Выход альбома намечен на весну 2009 года.
Целевая аудитория “ХсК” расширилась в сторону увеличения возраста и уровня образования слушателей, многие тексты требуют общекультурной подготовленности воспринимающих и компетентности в различных областях знания.
Философская составляющая проекта особенно актуализировалась начавшимся 1 ноября 2007 года циклом вечеров “Истина, Добро, Красота”. Силами НТО “Prosto&Sorro” дважды проводился open-air “PROФЕСТ” - в 2007-м и 2008-м годах (подробности: wwwprofest.ru). Функционирует “Просто Клуб”, где раз в месяц проводятся концерты начинающих и уже хорошо известных музыкантов. 28-30 августа 2009 года в Никульском пройдет субъективно-идеалистический фестиваль “ХоРом-30″, приуроченный к 30-летию Р.Х. В рамках фестиваля состоится отборочный этап конкурса на лучшую кавер-версию песни проекта “Холм с кулями”.
Таким образом, история продолжается.
Спасибо всем, кто нас знает и все равно любит!
Холодов не будет!
Материал изложен Романом Холодовым.
Контакты
Роман Холодов: +79023171111
Страница Вконтакте проекта "Холм с Кулями"